foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Мы на крымской земле как большая семья нам здесь жить и дружить по семейным законам

МБОУ ГРУШЕВСКАЯ СОШ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

Школа введена в эксплуатацию:

Новое здание

– в 1982 году,

Полное название:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Грушевская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак.

Сокращенное название:

МБОУ «Грушевская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак.

Место нахождения Учреждения:

298020, Российская Федерация, Республика Крым, г. Судак, с. Грушевка, ул. Ласкина, 30.

Учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ Судак Республики Крым.

 

тел. (36566)39-3-66.

электронный адрес:

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Адрес сети Интернет:

grushevka-school.ru

Директор МБОУ:

Чепухина Людмила Диляверовна.

График работы:

понедельник-пятница с 8:00 до 17:00.

История возникновения школы в селе Грушевка (Салы)

Архивные документы рассказывают

 Село  Грушевка раньше  называлось Салы.

         В «Постановлении Феодосийского Уездного Земского Собрания 38 очередной сессии с 20 по 25 сентября 1903 года», в приложении на странице 936 мы читаем, что Салынское  начальное училище  Салынской волости по времени своего основания относится к  1863году.  [8,c.936] (прил.№1)

Приложение 1

         Председатель Феодосийского Уездного Училищного Совета статский советник Веребрюсов в первой половине мая 1870 г. осмотрел сельские народные училища Феодосийского уезда и доложил Совету о состоянии каждого из них. Доклад был опубликован 1 сентября 1870 г. в 25 – ом номере Таврийских епархальных ведомостей.

 

         Веребрюсов отметил «весьма удовлетворительное»положение дел в Салах (совр.Грушевка): «Салынское училище помещается в наёмном хорошо содержимом доме, который, однако, с увеличением числа учащихся в нынешнем году, оказывается уже тесным. Сознавая неудобство такого помещения, местное общество желает приобрести для училища особый дом и ведёт о том переговоры с владельцем. Детей в минувшем году обучалось мальчиков 52. Из учащихся трое прошли четыре арифметические действия. Пишут хорошо под диктовку, читают правильно и свободно. На заявления отца одного из них, что он желал бы дать своему сыну более основательное образование, с нашей стороны подан ему совет определить сына к продолжению учения в уездное училище или гимназию, тем более, что мальчик сознаёт особенную охоту учиться, а средства отца гораздо выше достаточных.

 

На должность приходского священника о.Владимир Экземплярский сочувственно и усердием пастырским притупил к обязанностям законоучителя». 

 

         Вскоре местное общество приобрело в собственность бывший дом волостного правления. В феврале 1873 года был закончен ремонт, чему активно способствовал волостной старшина Парфений Иванович Саламатин, ставший попечителем училища. Таким образом, школа получила светлое и просторное помещение. В этом же здании располагалась квартира учителя. Новая школьная мебель была сделана за счёт земской училищной суммы.

 С марта 1873 г. возобновилось обучение, однако, в связи с наступлением весенних работ только 15 мальчиков посещали школу до летних каникул. При проверке успехов детей в чтении, письме, арифметике, несмотря на короткий период занятий, знания учащихся были признаны «весьма достаточными».

 По переписи 1884 г.в с.Салы(ныне Грушевка) числилось 839 жителей. А грамотных насчитывалось только 36 человек; земскую школу, в которой была всего одна классная комната, посещали 22 мальчика и 1 девочка.[6, с.52]

 Документы земских собраний, хранящиеся в Симферопольском архиве, свидетельствуют о том, что в 1886 году в селе было построено здание школы за средства земства. Школьное здание того времени не сохранилось.

В школьном музее экспонируется Похвальный Лист, выданный 25 июня 1897 года Лавриненко Григорию Кузьмичу за отличное окончание Салынского начального народного училища.(прил.№6)

Это подтверждает рассказы старожилов села о том, что до октябрьской революции 1917 г. в селе была начальная школа. В школе обучались дети разных национальностей – русские, украинцы, греки, армяне.

   Салынское училище Салынской волости входит в список народных училищ Феодосийского уезда, которые получали денежные пособия от земства в течение 1902\1903 учебного года [8,с.936].

         В «Постановлении Феодосийского Уездного Земского Собрания»  указано, что училище помещается в собственном Земства помещении, а не наёмном.   

        Число учащихся к 1января 1903 года таково: мальчиков 61, девочек 42;  сельских сословий : мальчиков 60, девочек 40; прочих сословий:  мальчиков 1, девочек 2;  число окончивших курс весною 1903г.: мальчиков 7, девочек 2. Попечитель  Салынского училища – Александр Ставрович Грамматиков (в 1903году – Председатель Феодосийской Уездной Земской Управы и Член Феодосийского Отделения Таврического Епархиального Училищного Совета) [8,c.1072] (прил.№5) , учитель заведения – Владимир Никитич Петрушенко, 2 –й учитель Андрей Прокофьевич …енько [8,с.937 ] Расходы на школу в отчётном 1902\1903 учебном году земства составили 960 р., других лиц и учреждений – 215 р..

         В приложении №32 Феодосийскому 38 очередному Уездному Земскому Собранию печатается доклад врача И.Я.Крыма о  земских денежных пособиях на содержание казенных средних учебных заведений, в котором читаем: «Состоя земским врачом в течение 10 лет и ежедневно сталкиваясь с крестьянами всех национальностей, я убедился в крайнем невежестве крестьянского населения вообще и в особенности меня поразила редкость между  крестьянами хорошо грамотных людей….Что хорошо грамотный человек между ними – большая редкость….Один  из учителей, служащий уже 15 лет народным учителем, вполне подтвердил мое мнение, добавил еще, что он как –то проэкзаменовал многих из своих бывших учеников, и результат получился очень плохой: большинство его бывших хороших учеников большую часть своих познаний совершенно позабыло и перешло в разряд «малограмотных». [8, c.536] Причину этого печального явления он основательно видит в недостатке хороших книг для крестьян. Пробел этот отчасти пополняется, только в последнее время, устройством народных библиотек, которые опять –таки имеют свои крупные недостатки…Всеобщая грамотность – необходимейшее условие дальнейшего культурного и экономического развития народа. …Важное значение народного просвещения для уменьшения заболеваемости народа, а в особенности для успешной борьбы с заразными болезнями, не может подлежать никакому сомнению. Народное  просвещение –

одна из важнейших мер против распространения всякого рода эпидемий….Для характеристики отношения Феодосийского Земства к вопросам народного образования, могу привести слова старого земца, который сказал однажды, что на Феодосийском Земском Собрании всегда было легче всего провести предложение об улучшениях в школьном деле и об открытии новых школ.»[8, c.537,c. 538] «Благодаря разноплеменному составу населения Феодосийского уезда народная школа является распространительницей русского языка среди массы иноплеменников, населяющих наш край.»[8, c.540]  

         В «Отчете Феодосийского Уездного Училищного Совета за 1902 год» дан список училищ, подведомственных Училищному Совету: а)городских -11, б)сельских -50 (среди них под №33.Салынское)[8, c.1035] (прил.№4) Есть училища городские, сельские, воскресные школы, вечерние классы для взрослых[8, c.1034]

         В училищах, подведомственных Феодосийскому Училищному Совету, преподают 151 преподаватель: из них законоучителей -47, учителей -37, учительниц -67. Преподавателей , окончивших курс в высших учебных заведениях – нет, окончивших курс в учительских семинариях и вообще получивших специальную подготовку – 21, окончивших курс в средних учебных заведениях – 97(из них законоучителей -46, учителей -1, учительниц -50), получивших учительское звание по экзамену – 33(из них – учителей -20, учительниц -13).Обучают бесплатно 23:  1 законоучитель, 22 учительницы. Получают содержание от 50 р. до 700р., свыше 700 р. – 4 учителя. [8, c.1040]    

В «Отчёте о состоянии земских бесплатных народных библиотек - читален в Феодосийском уезде за 1902 год» записано: «По Салынской библиотеке - читальне. Ближайшее наблюдение возложено на священника        с. Салов о. Владимира  Соколова. Попечитель Петрушенко Владимир Никитич, учитель. Члены совета: 1)Новиков Григорий Моисеевич, поселянин; 2) Меркулов Иван Иванович, поселянин. Библиотекарь Конивец Наум Алексеевич, поселянин.[8, с.995] «По Салынской:

Жалованье библиотек   120 р.

На приобретение книг  50 р.

На наём помещения   60 р.

         На освещение и мелкие расходы  30 р.\ всего 260 р. [8, c.190]

                   В «Постановлении Феодосийского Уездного Земского Собрания 38 очередной сессии с 20 по 25 сентября 1903 года» указано, что «Неудовлетворительное помещение имеет училище Салынское (среди 12 прочих)» [8, с.1037], «Не удовлетворяет своему назначению»  и мебель в Салынском училище( среди 18 других). «В отчётном году в личном составе учащих произошли следующие перемены: Законоучитель Салынского и Эсен – Экинского училищ свящ. о. Аверкий Диковский в следствие перемещения в село Владиславку назначен законоучителем Владиславского училища, а вместо него законоучителем Салынского училища назначен свящ. о. Соколов…»[8,с.1041]

         «Обучение первоначальному чтению ведется во всех училищах по звуковому способу. В большинстве училищ практикуется чтение – письмо.

         Русское и славянское чтение  в большинстве училищ поставлено вполне удовлетворительно; во многих школах обращено внимание на выразительное чтение прозы и стихотворений.

         Преподавание арифметики  в большинстве училищ поставлено удовлетворительно, в некоторых училищах учащие еще придерживаются метода изучения чисел.»[8, c.1043]

«Большинство учащих  отличаются трудолюбием и усердием к учебному делу; особенной любовью к делу и своими педагогическими способностями отличается учитель Салынского училища Петрушенко.»[8,с.1044]

«Наиболее употребительные учебники в училищах, подведомственных Училищному Совету, следующие:

По Закону Божию:

1.     Молитвы, заповеди и символ веры, составил соколов.

2.     Начальное наставление в православной вере христианской, сост. Д.Соколов.

3.     Краткое учение о богослужении православной церкви, соколова.

4.     Учебник Закона Божия. Крылов.

Кроме того, во всех училищах употребляют: Евангелие, Часослов и Псалтырь.

Учебниками церковно-славянского языка служат книги Грушевского, Тихомирова и Ильминского.

По русскому языку:

1.Бунаков «Азбука».[8, c.1044]

2.Тихомиров «Букварь».

3.Добровольский «Букварь».

4.Баранов «Добрые семена».

5.Тихомиров «Вешние всходы».

6.Вольпер «Русская речь».

7. Баранов «Книга для чтения».

8.Баранов «Наше родное».

9.Пуцыкович «Уроки русского правописания».

10.Некрасов «Практический курс правописания».

11.Пуцыкович «Грамматика».

12.Пуцыковича, Покровского и Матвеева – Диктант.

    По арифметике:

Задачники: Гольденберга, Евтушевского, Комарова, Егорова и Лубенца.

По географии и истории:

Материалом служат статьи, помещенные в книгах для чтения.

По чистописанию:

Таблицы Блинова, прописи Гербача, Пуцыковича и Тихомирова.

         Религиозно - нравственное состояние училищ вполне удовлетворительно, что выражается аккуратным посещением учащимися богослужений, благоговейным отношением к ним и отсутствием исключения учащихся из училищ за дурное поведение.[8, c.1045]По засвидетельствованию учащих учащиеся дети ведут себя в общем вполне удовлетворительно. Все учащие и учащиеся были у исповеди и Св. Причастия.[8, c.1046]

         Из прикладных знаний в Салынском народном училище преподаются пение, ручной труд, занятия по садоводству. А народные чтения в Салынском училище не велись. [8, c.1046, 1047,1048] 

          По отзывам большинства учителей, преподающих ручной труд, дети с большой охотой занимаются ручным трудом и достигают хороших результатов, изучив ещё в школе основные приёмы столярного и плотничного ремесла. Большинство крестьян высоко ценят занятия своих детей ручным трудом, что видно из того, что желающих изучать ручной труд всегда бывает больше, чем может быть принято для обучения за недостатком инструментов и верстаков. В каждом классе ручного труда обучается от 8 до 20 мальчиков при 2, а иногда 3 сменах.» [8,с.1047]   

         В «Ведомости №3 Об учащихся в народных училищах Феодосийского уезда за 1902 год» читаем, что мальчиков в сельских училищах на 1 января 1902 г. состояло 1526,  девочек – 694, а на 1 января 1903г.мальчиков – 1574, девочек – 766.число  девочек увеличилось. Из них по вероисповеданию: православных – 2271, римско - катол. – 25, протестантск. -16, прочих – 28. Окончивших курс мальчиков -151, девочек – 72. Получили право на льготу  по отбытии воинской повинности 4 разряда -151.[8,c.1050] «На основании п.3-27 правил, утверждённых 16 ноября 1885г., для выдачи свидетельств о знании курса народных училищ лицам, желающим при отбывании воинской повинности воспользоваться льготой, определенной п.4 ст.56 Уст. О воин. повин., Училищный Совет определил: 1)на основании п.5 правил учение прекратить в народных училищах – в сельских не позже 5 мая.2)Испытания произвести в сельских училищах с 18 апреля по 5 мая; для присутствования на испытаниях , согласно п.7, в качестве экзаменаторов- председателей испытательных комиссий назначить: А.С.Грамматикова – в Салынское.»[8, c.1051-1052]  Средняя стоимость содержания одного училища в селах 1234 руб.43 коп.; средняя стоимость одного обучающегося составляет в сельских училищах 20 руб. 57 коп. [8, c.1054]

         Из особых постановлений Училищного Совета можно отметить следующие: о праздновании памяти 50-ти-летней годовщины Гоголя и Жуковского в народных училищах; об устройстве праздников древонасаждения осенью в октябре, так как весною лесничества отказали в доставке посадочного материала; об объединении деятельности уездных епархиальных отделений и уездных Училищных Советов.[8, c.1064-1065 ] За подписью  инспектора народных училищ Феодосийско-Керченского района А. Школьникова [8, c.1069]   

         Однако в «Отчёте Феодосийского Уездного Училищного Совета за 1902 год» указано, что неудовлетворёнными остались следующие нужды училищ: Салынское училище нуждается в расширении классов для помещения приблизительно 200 учащихся. [8, c.1061]

 2.Вехи становления школы в Грушевке

         1863 год – Салынское начальное народное училище

         В 1910  году училище  перешло в новое двухэтажное здание, сохранившееся до наших дней .(прил.№7) С каждым годом количество учащихся увеличивалось, школа расширялась. Рядом в школьном дворе вскоре построили 2 одноэтажных здания (учительские квартиры, 2 класса), в которых в последствии находились мастерские. Одно из них сохранилось до наших дней, а второго уже нет.

В 1922 году Салынская школа стала начальной, под руководством директора  Колодяжного С.В..

          30 -е годы  20 века оказались трудными и для учеников, и для учителей. В эти годы партийно-государственные власти демонстрировали «заботу» об учителе, следуя наставлениям В.И.Ленина о необходимости поставить учителя на значительную «высоту». Однако, на деле  сельский учитель получал зарплату, равную зарплате городской уборщицы. Школы нищенствовали. Учебно-материальное обеспечение было крайне недостаточным. Вполне естественно, что в Грушевской школе существовала проблема нехватки педагогических кадров. Многие из тех, кто в это время работал учителем, не имели специального педагогического образования. Однако, школа работала стабильно. Учителя с учениками заложили школьный сад, питомник плодовых  и декоративных деревьев. Была создана школьная кроликоферма, где насчитывалось более 2000 кроликов.[10]

         В 1936 году школа стала семилетней. В 1939 г. Салынскую семилетнюю школу закончили первые 20 выпускников.

         В эти годы директором школы был Риде Рейгольд Христианович. Хорошо рисовал, особое  внимание уделял порядку в школе и эстетике оформления  классных комнат. Директор организовал спортивный кружок. Кружковцы со своими гимнастическими упражнениями и «пирамидами» участвовали в областных соревнованиях (вспоминает жительница села В.В.Гусева).

1941 год. Война перевернула жизнь и быт селян. В здании школы был размещен румынский госпиталь. Оккупанты разбили и сожгли всю мебель, а в одной из классных комнат сделали конюшню. В связи с этим занятия с детьми проводились в доме Китаевой Христины учителями-супругами Классовскими Степаном Степановичем и Клавдией Клавдиевной.

         «После окончания Великой Отечественной войны ученики вернулись в школу, приступили к занятиям, - вспоминает Валентина Чебышева. – В школе возобновила работу пионерская организация. В  сентябре 1945г. по предложению Надежды Никифоровой, члена совета, создается пионерская дружина имени Зои Космодемьянской».

         С 1948 года по 1955годы директором школы была Чебышева Елена Николаевна, отличник народного образования.

         С 1955г. по 1966г. школу возглавил Удовенко Анатолий Васильевич, фронтовик, который освобождал Грушевку.

К двухэтажному зданию  (1910г). в 1965 году пристроили ещё несколько классов.

В 1966 году Грушевская школа стала средней. С 1966 по 1968гг. директором школы была Лучина Александра Христофоровна. А в 1969 г. -1970 г. руководил школой  директор Мясников Владимир Федорович.        

         Иван Иванович Добайкин работал директором с 1970г. по 1980 г.. В 1971г. в Грушевскую среднюю школу были переведены 5-8 классы Переваловской восьмилетней школы. Перед молодым директором стояла важнейшая задача – сплотить и объединить общей целью два школьных коллектива, создать особую систему воспитательной работы. Но Иван Иванович был из тех директоров, которых русский педагог К.Д.Ушинский называл главными воспитателями школы. Он, обучая членов педагогического коллектива школы науке и искусству воспитания, сам брал на себя самые трудные участки воспитательной работы.  В 1975 г. была  сделана пристройка к старому зданию школы: 4 учебных кабинета вместе с лабораториями. В этой пристройке в наши дни расположена Грушевская врачебная амбулатория.

         И.И.Добайкин всегда беспокоился о дальнейшей перспективе развития школы. Поэтому при его неустанной заботе и настойчивости началось проектирование нового  здания школы, построенного уже без его участия в 1982 году.[10]

         С 1980 по 1985 г. директором школы был Владимир Анатольевич Ригин. В 1982 г. на средства Крымского «Винпромтреста», в состав которого входил совхоз-завод «Грушевский» (базовое предприятие), в с. Грушевка было построено новое здание школы на 784 места. Светлое, просторное, удобное школьное здание вызвало восторг и восхищение у учащихся и родителей. В этом здании сегодня обучаются дети из трех сел – Грушевки, Переваловки и Холодовки. Директору нужно было приложить немало усилий в оснащении школы современным оборудованием и школьной мебелью.

         С 1985 г. по 2006 г.  Грушевскую среднюю школу возглавляла Нечаева Алла Алексеевна, Заслуженный работник образования АРК, учитель-методист, победитель регионального конкурса «Учитель года – 2001», призер республиканского конкурса «Директор года – 2001». С 1996 г. по 2002 г. школа являлась экспериментальной площадкой Крымского научно-методического центра управления образованием АПН Украины. Педагогический коллектив сумел определить и создать организационно-педагогические условия функционирования сельской многонациональной школы. Международная педагогическая Академия наградила школу Большой серебряной медалью Яна Каменского «За достижения в области образования, науки и культуры»(1998г.)  По результатам  экспериментальной работы  Нечаева А.А. была награждена Золотой медалью Яна Каменского Международной педагогической академии «За достижения в области образования, науки и культуры»(1999г.)

          С 2006 года Грушевскую общеобразовательную школу возглавляла  Мустафаева  Галина Степановна.

           В 2014 году, вместе с возвращением Крыма в Россию, школу возглавила Чепухина Людмила Диляверовна.

Збрицкая Дарья , 11 класс,

Семенова Галина Сергеевна, учитель русского языка

«Грушевская школа. От истоков к современности»

 

 

 

 

 

Copyright © 2019 МБОУ Грушевская общеобразовательная школа Rights Reserved.