foto1
foto1
foto1
foto1
foto1
Мы на крымской земле как большая семья нам здесь жить и дружить по семейным законам

МБОУ ГРУШЕВСКАЯ СОШ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК

Login Form

МБОУ «Грушевская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак

Результаты диагностики особенностей адаптации пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения

          Анализ комплексного психодиагностического обследования учащихся 5-х классов

     В сентябре-октябре  2017 года педагогом-психологом  было проведено психодиагностическое обследование учащихся 5-х классов, в котором приняло участие   52 человека:

5 "А" класса- 18 учащихся  

5 "Б" класса-19 учащихся

5-В класса-15 учащихся

 Целью психодиагностического обследования этих учащихся является изучение степени и особенностей приспособления учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей обучаемых.

Задачи исследования:

 

Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей;

Изучение развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления);

Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения;

Выявление наиболее актуальных для детей трудностей для дальнейшего оказания им педагогической и психологической помощи;

Подготовка рекомендаций для учителей и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой .

Корректурная проба. Методика направлена на изучение внимания и темпа работы учащихся.

10 слов. Методика направлена на изучение оперативной словесной памяти .

Аналогии. Направление на изучение словесно-логического мышления.

Тест школьной тревожности Филипса.

Методика получения обратной связи от учащихся 5-х классов В. Кореневской "Встреча".

Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации.

1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.   

По результатам исследования было установлено 5 основных уровней школьной мотивации, по которым распределились учащиеся 5-х классов, что отражено в таблице:

 

Класс  

5-А

5-Б

5-В

Высокий

6 чел.

7 чел.

7чел.

Средний

9 чел.

6 чел.

6 чел.

Низкий

3 чел.

6чел.

2 чел.

Высокий уровень развития, как видим из таблицы, имеют 20 человек. У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти ребята легко усваивают учебный материал; полно овладевают программой, прилежны; внимательно слушают указания учителя; выполняют поручения без внешнего контроля; проявляют интерес к самостоятельной работе, всем предметам; поручения выполняют охотно; занимают благоприятное статусное положение в классе.

Средний уровень - хорошая школьная мотивация, наблюдается у 21 человек. При средних показателях школьной мотивации ребенок положительно относится к школе; понимает учебный материал; усваивает основное в программе; самостоятельно решает типовые задачи; внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний, но требует контроля; сосредоточен по интересу, готовится к урокам, поручения выполняет; дружит со многими детьми в классе.

Ребята, показавшие развитие школьной мотивации ниже среднего уровня  имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкая школьная мотивация была выявлена у 11 человек. 5-А: Илюшкина Евгения, Игнатьева Кристина, Батурина Александра, 5-Б:Гординский Николай, Закусило Наталья, Кудрявцев Дмитрий, Кулибаба Богдан, Феттаев Анатолий, Цуканов Артур. 5-В: Чубаров Меджит, Аметова Мавиле

 Эти дети относится к школе отрицательно или безразлично, посещают школу охотно, но ради игровой мотивации. На уроках часто занимаются посторонними делами, отвлекаются, нарушают дисциплину, а как следствие фрагментарно усваивают учебный материал.

Таким образом, дети с низким уровнем по данному тесту находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. Им требуется контроль и помощь взрослых.

 Эти дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с ребятами с низким уровнем познавательной активности и учебной мотивации рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов обучения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на  составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

·         Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;

·         Уверенность в себе;

·         Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

·         Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

·         Потребность и возможность в самовыражении,

·         Принятие и одобрение значимыми людьми;

·         Актуализация творческой позиции;

·         Осознание значимости происходящего для себя и других;

·         Потребность в социальном признании;

·         Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

·         Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить составленную нами памятку"Формирование и поддержка учебной мотивации детей" 

2. Развития познавательных процессов

Успешность адаптации к системе обучения в среднем звене обеспечивает достаточное развитие познавательных процессов. Прежде всего, это внимание, память, а так же способность к словесно-логическим операциям.

 

2.1. Показатели развития внимания:

Уровень

5 «А»-18

5 «Б»-19

5 «В»-15

Высокий

6 чел

7 чел.

7чел.

Средний

9 чел.

6 чел.

6 чел.

Низкий

-3 чел.

6чел.

2 чел.

 

Рекомендовано: 

Для поддержания работоспособности учащихся на уроке, рекомендуется:

Не задерживаться долго на одном и том же материале. Задержка на известном детям материале утомляет. Блокирует осмысление заданий учителя. Возникают эффекты насыщения, пресыщения, переключения, замещения - ребенок отвлекается, ослабевает напряженность внимания, объем внимания сужается, наступает торможение и т. д. Чтобы все это преодолеть, нужны не столько интеллектуальные, сколько физические усилия, физическое напряжение.

- Теоретический материал давать небольшими дозами.

- Чередовать трудный и легкий материал, эмоциональный и рациональный, теоретический и практический.

- Чередование методов и приемов работы: письменные и устные, графические и текстовые, вербальные и практические и т.д.

- Чередовать деятельность учащихся и учителя: самостоятельная работа детей и рассказ учителя, беседы и чтение текста про себя, использовать релаксацию.

- Исключить повторы ответов учащегося (эффект знакомости требует его преодоления, затрат физических сил, приводит к утомлению учителя и детей - законы маятника).

- Исключение оценочных суждений со стороны учителя, типа: "правильно", "верно" и др. После таких суждений срабатывает эффект законченности работы и думать далее нет смысла.

- Исключить на уроке замечания детям, морализацию и нравоучения.

- Изменение привычной структуры урока - назревшая необходимость для поддержания работоспособности детей и учителей: исключение повторений учителем темы пройденных уроков (пройденный материал должен включаться в новый через систему заданий и приемов сравнения), новую тему урока можно объявлять в разных вариантах и в конце урока, исключение закрепления пройденного как части урока (создается впечатление самообмана, что все дети усвоили новый материал после закрепления, групповая память всегда равна, она может быть равна 100%, а индивидуальная - ?).

- Учет психического состояния детей, в том числе и настроение.

2.2. Показатели развития памяти:

Уровень

5 «А»

18

5 «Б»

19

5«В»  

15  

Высокий

9 ч.

4 ч.

8 ч.

Средний

6 ч.

8 ч.

5 ч.

Ниже среднего

-3ч.

7ч.

2 ч.

Низкий

--

-

-

 

 2.3. Показатели развития словесно-логического мышления:

О развитии словесно-логического мышления мы судим по способности делать умозаключение по аналогии с предлагаемым образцом. Выполнение задания требует сформированности умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями. Получены следующие результаты:

Уровень

5 «А»

5 «Б»

5 «В»

Высокий   

3ч.

4ч.

7ч.

Выше среднего

2ч.

3ч.

5ч.

Средний

5ч.

4ч.

Ниже среднего

-

1ч.

1ч.

 

Рекомендации: развивать навыки мыслительных операций у ребят, имеющих низкий и ниже среднего уровни развития словесно-логического мышления.  

3. Психоэмоциональное состояние учащихся 5-х классов.

Показатели тревожности.

Наличие тревожности свидетельствует о сложностях адаптации, а очень высокий её уровень является показателем дезадаптации ребенка. Тревожность - форма психоэмоционального неблагополучия, который свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать учителя и все делать для снятия тревожности, так как от этого зависит адаптация человека к социальной среде.

Нами было проанализировано психоэмоциональное состояние пятиклассников как по общей тревожности в школе, так и по частным видам проявления школьной тревожности. Обобщая полученные данные можно сказать, что наибольшую тревогу у пятиклассников вызывают:

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих (30% пятиклассников) - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Страх ситуации проверки знаний (28% пятиклассников) - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх самовыражения (28% пятиклассников) - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Низкую физиологическую сопротивляемость стрессу имеют 14% пятиклассников. Данный фактор подразумевает особенности психофизиологической организации ребенка, снижающие его приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

При качественном анализе всех факторов тревожности выделяются ребята, которые имеют высокий уровень неблагополучия по большинству факторов. Эти ребята составляют "группу риска" по неблагополучному психоэмоциональному состоянию.

Рекомендации: для данной группы детей необходимо создавать условия, при которых они будут иметь возможность реализовывать свои потребности в успехе, признании, самовыражении. Рекомендуются занятия на повышение самооценки и уверенности в себе, развитие мотивации достижения, снижение тревожности. Так как эмоционально негативное состояния тревожности сопровождается мышечным напряжением, учителям необходимо уделять время на уроке и вне его для того, чтобы учащиеся могли снять мышечное напряжение. С этой целью хорошо использовать упражнение на релаксацию мышц. Необходимо продолжить применение на уроках динамических пауз и физкультминуток.

Для улучшения эмоционального отношения к школе и внутреннего состояния учащихся необходимо предъявлять к детям адекватные требования, такие, которые учащиеся в состоянии выполнить без перенапряжения.

Особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умению использовать их для лучшего понимания материала. Это важно потому, что именно "ориентированность на ошибку", которая нередко подкрепляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, - одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям должна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить возможные трудности, обучить конструктивным способам поведения в них.

Более полные рекомендации педагогам и родителям "Как помочь ребенку преодолеть тревожность" даны в соответствующих памятках.

 

4. Комфортность обучения

4.1. Отношение к учебным предметам.

Пятиклассникам предлагалось выразить свое отношение к таким предметам, как: математика, русский язык, литература, биология, история, иностранный язык, технология, ИЗО, физкультура, музыка. Предлагаемые предметы нужно было оценить как "нравится", "нормально/нейтрально", "не нравится" обозначив эти отношения с помощью значков "плюс", "ноль", "минус" соответственно.

Были отслежены такие параметры, как отношение к уроку и самочувствие на уроке. 

Обобщая полученные данные, делаем вывод, что:

·         более 70% учащихся 5-х классов имеют положительное отношение к математике,  английскому языку, технологии и физической культуре, музыке.

·         преобладают положительное и нейтральное отношения к таким предметам, как русский язык, литература, биология,  история, ИЗО;

В целом можно сказать, что у пятиклассников преобладает нейтрально-положительное отношение к учебным предметам.

4.2. Самочувствие на уроках.

Для изучения самочувствия на уроках ребятам было предложено ответить на вопрос "Как ты чувствуешь себя на уроке?", отвечая на него: "хорошо", "нормально", "плохо". Полученные данные по классам представлены в цветовой таблице. Подводя итог по самочувствию пятиклассников на уроках, уточним, что:

Комфортное самочувствие (более 75% детей отметили позитивное самочувствие) наблюдается на математике, технологии, ИЗО, физкультуре.

Нормальное самочувствие (преобладание положительных и нейтральных выборов) наблюдается на таких уроках, как: русский язык, литература, биология, история, музыка.

Некомфортное состояние (преобладание отрицательных выборов более чем у четверти пятиклассников) не наблюдается ни на одном уроке.

Вывод:

     Исходя из приведенных результатов диагностики комфортности обучения, можно сделать вывод, что в целом учащиеся 5-х классов комфортно чувствуют себя на уроках. Причинами дезадаптации отдельных учеников являются внутресемейные проблемы, проблемы в межличностном общении этих детей.

Рекомендации классному руководителю:

1. Донести информацию до родителей (воспитателей) и учителей учащихся.

2. Способствовать гармонизации образа “Я”,   повышению уверенности в себе и своих возможностей у детей с заниженной самооценкой.

3. Способствовать развитию у детей умений, позволяющих устанавливать межличностные отношения со сверстниками и педагогами.

4. Способствовать снижению:

-общего уровня тревожности,

-страха самовыражения,

-страха ситуации проверки знаний,

-страха не соответствовать ожиданиям окружающих,

-страха и проблем в отношениях с учителям.

5. Учитывать психологических особенностей учащихся (тип их восприятия мира, тип темперамента).

6. Учитывать низкую физиологическую сопротивляемость стрессу у учащихся.

7. Чаще использовать упражнения на релаксацию, телесный контакт.

8. Обратить внимание на позицию родителей учащихся.

9. Провести с родителями дополнительные беседы с целью уточнения их отношения к детям, степени их участия в подготовке детьми домашнего задания, объяснения негативного воздействия на ребенка гиперопеки и эмоциональной прохладности родителей.

Родителям:

1. Относиться к детям соответственно их возрасту, предъявлять требования, соответственно их возрасту и способностям.  (Завышенные требования ведут к повышению уровня тревожности, заниженные – к понижению мотивации и успеваемости).

2. Учитывать психологических особенностей ребенка, его эмоциональное состояние, тип их восприятия мира, тип темперамента.

3. Способствовать снижению тревожности и страхов.

4. Общаясь с ребенком, не подрывать авторитет других значимых для него людей.

5. Формировать у детей позитивное отношение к школе, учителям и одноклассникам.

6. Если ребенку с трудом дается какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помочь ему и оказывать поддержку, а при достижении даже малейших успехов помнить о похвале.

7. Доверять ребенку, быть с ним честными и принимать таким, какой он есть.

8. Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выбрать для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.

9. Чаще общаться с ребенком, помогать делать уроки,  играть, рисовать.

10. Быть последовательны в своих действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.

11.Способствовать гармонизации образа “Я”,   повышению уверенности в себе и своих возможностей.

12. Пересмотреть свое отношение к ребенку и исключить гиперопеку и эмоциональную прохладность.

 

Педагог-психолог                                                           Кашка А.Э.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Copyright © 2021 МБОУ Грушевская общеобразовательная школа Rights Reserved.